ММЛФ 2024: впечатления, отзыв, Газманов.

Ну что, хочу быть в первых рядах, кто поделится своифми впечатлениями о прошедшем мероприятии в развернутом формате.

ММЛФ (Московский Международный Логистический Форум) — это бизнес-форум для профессионалов из сферы логистики и управления цепями поставок.

Не раскрою тайны, что логистика уже давно не про перемещение грузов, а все же про управление цепями поставок, неотъемлемой частью которых являются закупки.

Проводится мероприятие уже в 27 раз и является одним из крупнейших в России.

Посетить удалось только главное событие — конференцию. Хотя были ещё семинары и экскурсии на крупнейшие складские комплексы, такие как склад RALF RINGER, терминал PonyExpress «Булатниково», распределительные центры “ВкусВилл”, «Лента» и “Окей”, “ЭТМ”, “Магнит”, Склад X5 Retail и многие другие.

Однако — sold out, как сказали организаторы. То бишь — места раскуплены.

Что же я могу сказать на счет форума?

Мероприятие организовано по высшему разряду! Центр Москвы, 6 залов для конференций и нетворкинга, множество стендов спонсоров и участников форума. 

А самое главное — более 1000 участников, а это “сливки” логистики. Случайных людей там быть не могло. Мероприятие платное — не любя свою профессию находиться там было бы очень странно.

Теперь немного про выступления спикеров. Их было более 70, посетить удалось лишь четверть. Одновременно находиться в разных залах, к сожалению, еще не научился.

Началось все с мощнейшей стартовой сессии про новые сценарии эффективности в логистике.

Спикерами были представители Wildberries, ФТС «Пятерочка», НЛМК, AB InBev Efes, Health&Nutrition. Каждое выступление можно обсуждать часами, кладезь информации для аналитики и удивления.

Тезисно могу отметить следующие общие моменты для практически всех участников форума:

1. Проблема с дефицитом персонала стоит на первом месте почти у всех вовлеченных в логистику компаний.

2. Роботизация и автоматизация складов становится не просто трендом, а уже необходимостью, однако лишь избранные внедряют ультрасовременные технологии. Остальные присматриваются и планируют.

3. Всевозможные коллаборации между компаниями, а также отладка взаимодействия внутри компаний с помощью S&OP / IBP стали просто обыденностью.

Но финальное выступление первой части форума заставило всех призадуматься.

В нем исполнительный директор КСЛ (организаторы форума) Василий Демин представил результаты исследования устойчивости российской экономики.

Там была как официальная статистика (рост экономики в целом, рекордно низкая безработица), так и некоторые прогнозы, а именно:

1. В ближайшие несколько лет ситуация будет ухудшаться, потому как уже сейчас наблюдается существенный дефицит операционного персонала — 4,8 млн. человек!

2. Циклы выхода компаний из кризисов существенно сокращаются, что говорит о том, что в России научились быстро адаптироваться к любым проблемам.

И если со вторым пунктом все более-менее понятно, то первый вопрос еще долгое время будет всех нас беспокоить. 

В выступлениях было много слов про персонал. Дальше были даже отдельные сессии про заботу, удержание, мотивацию и поощрение персонала, а также про повышение производительности труда. Про необходимость изменения частотности оплаты труда, найм женщин на склады (ранее считалось, что эта работа, в основном, для мужчин).

И, как оказалось, все можно реализовать! Для женщин придумали какие-то приспособления, чтобы они могли оперировать тяжелыми грузами. Для мусульман выделяют отдельные комнаты для намаза. Платить готовы не как обычно (аванс и зарплата), а чуть ли не раз в день. Оказалось, что увеличение зарплаты на 10-20% уже не работает. Если увеличивать, то сразу вдвое!

Тут у меня возник большой вопрос: а раньше почему не заботились о персонале так, как о нем начали заботиться сейчас? 

Почему только сейчас пришло осознание того, что рабочие специальности должны хорошо оплачиваться? Все они, почему-то, получали меньше, чем логист, формирующий маршруты. А сейчас все с ног на голову перевернулось!
Водитель на Камазе получает 200 000 рублей и это далеко не самая высокая ставка…

Мне кажется — виной тому капиталистическая сущность большинства бизнесов. Можно провести аналогию с закупкам: лишь немногие компании выходят на высшие уровни зрелости. Кстати, об этом (модель KPMG) мы часто говорим на мастер-классах между раундами моей игры Supply Game.

Также на одном из выступлений форума было четко сказано, что для того, чтобы выйти из этого пике, приходится предоставлять специальные условия для работников соседних государств. Насколько я понял, рабочих рук недостаточно уже сейчас, а дальше будет только хуже. Поживем — увидим…

Но перейдем к другим выступлениям.
Одно из тех, на которых хотелось бы остановиться — опыт “Пятерочки”. Вдохновляющее выступление Марины Капрановой поразило весь зал — успешная карьера в известной сети и множество выполненных проектов за 8 лет, особенно в выстраивании интегрированного бизнес-планирования (IBP).

Однако и тут хочу придраться. Не к спикеру, а к зрелости цепей поставок нашей страны — в начале выступления было четко сказано, что в 2016 году в цепях поставок некоторых направлений Пятерочки было, мягко говоря, все не очень хорошо. Начиная от нехватки персонала и его полной демотивации, заканчивая не автоматизированными процессами.

Это меня сильно удивило, всегда предполагал, что в X5 ну такого не может быть. Оказалось — еще как может. Хотя тот же S&OP я внедрял еще в 2008 году на старте своей карьеры, однако мы тогда не знали, как это называлось по-научному. Вообще, удивительно, что до сих пор это для некоторых компаний является чем-то нестандартным, не само собой разумеющимся.

Кстати, было достаточно забавно услышать вопрос от моего коллеги во время выступлений некоторых спикеров: а почему так много английских аббревиатур?

SL, EBITDA, ROI, DIFOTAI, CPFR, ISA, OSA…. 

Не потому ли, что мы просто отстаем в развитии цепей поставок и копируем западные метрики? Я не нашел достойного ответа. Хотя признаю, что западное образование именно по современному управлению цепями поставок мне понравилось гораздо больше (обучение в MIT считаю просто бесценным).

В завершение форума было достаточно интересное выступление ТОПов ряда компаний, кто решился на кардинальные изменения своих цепей поставок и нисколько не пожалел об этом.

Прозвучал несколько очень крутых советов по аргументации своих проектов высшему руководству:

“Не говорите, сколько нужно потратить сейчас ради выполнения того или иного проекта. Делите на части и внедряйте точечно, затем масштабируйте. Ешьте слона по частям. Там проще и выгоднее”.

“Начните свою аргументацию с того, что будет, если мы НЕ сделаем то или иное действие сейчас? Что нас ждет через годы? Не будем ли мы кусать локти и сожалеть о бездействии?

Кстати, в ряде книг по переговорам и психологии достаточно интересно описываются исследования, которые гласят: многие люди считают, что бездействие безопаснее, чем риск при принятии неправильного решения. Однако это глубочайшее заблуждение — бездействие гораздо вреднее на длинной дистанции.

Там же описывается и необходимость делить слона на части. Даже если это все условно фиктивно — психологию не обманешь.

На этом хочу закончить эту достаточно длинную статью. 

Еще раз выражаю благодарность за возможность посетить данный форум, организаторы большие молодцы!

P.S. Да, совсем забыл про Газманова. Исполнительный директор СПЦП Ырысбек Ташбаев поделился своим фото с ММЛФ с представителем экосистемы для перевозчиков Fura, основателем которой является Филипп Газманов, сын народного артиста России Олега Газманова. Тот пример, когда не все дети идут по стопам родителей, а занимаются чем-то своим.

Интересные статьи на Дзен-канале, где можно вести дискуссию