Влияние пандемии коронавируса и санкций на логистические цепочки поставок
Последние несколько лет стали серьезным испытанием как для каждого отдельного человека, так и для бизнеса. Пандемия Ковид-19, а затем СВО и введенные против России санкции отложили свой негативный отпечаток на деятельность компаний, работающих в разных сферах.
Логистические цепочки поставок — одно из важных звеньев, влияющее на своевременную доставку сырья, материалов, инструментов, готовых товаров и, соответственно, успешную бесперебойную работу предприятия, организации, ее прибыль.
Последствия ограничений, вызванных коронавирусом
Возникновение и стремительное распространение коронавирусной инфекции привело к серьезным проблемам в отрасли логистики во всем мире и, как следствие, к нарушению цепочки поставок продукции и сырья. Возникший в результате кризис привел к изменениям спроса на товар, приостановке многих предприятий и, соответственно, сбою грузопотоков.
Результатом карантина и ограничений стали:
- Серьезное снижение потока грузов внутри страны и на мировом уровне. К этому привело закрытие границ между странами и ограничения в передвижении в рамках одного государства, повсеместное закрытие торговых точек, падение спроса и снижение доходов потребителей, изоляция, стремительный рост курса доллара, чувство неопределенности.
- Отсутствие каких-либо правил игры для логистов.
Потери, которые понесли российские логистические компании за этот период, исчисляются сотнями миллиардов рублей.
Но, если после завершения кризиса система управления цепочками поставок многими компаниями была налажена, то события начала 2022 г. и введение ряда санкций в связи с проведением СВО наложили более серьезный отпечаток не только на логистику, но и на весь бизнес.
Влияние санкций на деятельность логистических компаний
Ограничения, введенные против России, не имеют аналогов. Естественно это не могло не отразится на работе транспортной сферы деятельности. Если на середину марта в стране объемы импорта снизились на 60%, то в апреле, согласно экспертным оценкам, эта цифра выросла до 80%.
Как следствие наблюдается:
- повышение тарифов на транспортные услуги;
- закрытие большей части маршрутов;
- приостановка деятельности или уход с рынка многих зарубежных компаний;
- ограничение экспорта и импорта многих товаров;
- снижение покупательской способности;
- повышение цен.
В настоящее время данное направление деятельности переживает не лучшие времена, поэтому многие мелкие перевозчики не выдерживают конкуренции и закрываются.
Что делать компаниям и предприятиям
Существование бизнеса в целом напрямую зависит от деятельности закупочного отдела. Поиск и управление поставщиками, выстраивание партнерских взаимовыгодных отношений, размещение заказов, правильно осуществляемые услуги по оптимизации запасов влияют на размер затрат и на прибыль, которую компания получит в итоге.
Оптимизация запасов — очень сложный и очень важный элемент в управлении цепочками поставок. Добиться необходимого результата позволяют программные и интегрированные бизнес-процессы. К основным системам оптимизации относятся:
- масштабируемость;
- повышение прозрачности бизнеса;
- улучшение прогнозирование спроса;
- комплексные результаты оптимизации.
Оптимизация запасов и грамотная организация управления поставщиками дают возможность найти выход из сложившейся на российском рынке ситуации.
Важно! Эффективная деятельность закупочного отдела возможна исключительно при правильном подходе руководства компании: проведении обучающих тренингов, посещение специалистами профильных семинаров, повышении квалификации сотрудников и т. д.