Матрица Кралича — что это такое и как применять?
Это один из трех вопросов, которые я задаю перед началом каждой из моих игр Supply Game. К сожалению, 95% (а иногда и все 100%) отвечают грустным молчанием.
Когда-то и я ответил на этот вопрос на одном из обучающих семинаров лет 15 назад.
Сейчас хочу приоткрыть завесу “тайны” и рассказать своими словами про Питера Кралича и его знаменитую матрицу.
Собственно, Питер Кралич — немецкий экономист, который создал одноименную матрицу — инструмент, который помогает принимать решения в закупках.
Итак, что же отражает матрица Кралича?
Все просто: оценку каждой закупочной категории необходимо производить по двум параметрам:
- Расходы на закупки (Business impact)
- Сложность рынка поставщиков (Supply complexity)
Если каждой категории товаров, SKU или же поставщику (на основании того, что он поставляет) присвоить одно из четырех значений по ниже предложенной классификации — получится матрица Кралича.
А присвоение принадлежности к каждой категории происходит достаточно интуитивно:
- делим ассортимент / поставщиков на две части по объему закупок (за середину можно взять как среднее значение закупок за период, так и медиану, что предпочтительнее).
- делим ассортимент / поставщиков на две части по сложности закупок (техническая комплектность, риски, сложность замены, уникальность и т.д.)
Второй пункт достаточно субъективен, согласен. Но никто не ждет от матрицы точной информации, она создана для интегральной оценки своего закупочного хозяйства.
Итак, на пересечении этих двух показателей и будет находится категория товара / поставщика.
Но что с этим дальше делать? Все элементарно просто — формировать стратегию управления ассортиментом и поставщиками!
Но об этом и многом другом расскажу в следующих статьях!
А пока приоткрою завесу тайны — о чем же я таком интересном рассказываю во время своего мастер-класса между вторым и третьим раундами бизнес-игры Supply Game под названием “Кратко о SRM: аудит и управление поставщиками как залог успеха”.