Менторство в закупочной деятельности - ключ к успеху
Несколько лет назад в логистической среде планировался к запуску стартап под названием FoodBuyer, который навел меня на одну интересную мысль: можно ли эту идею масштабировать на другие области бизнеса?
А суть того проекта была проста: за каждой семьей / многоквартирным домом закреплялся сотрудник, который отвечал за закупки продовольствия. Он знал о предпочтениях, следил за акциями, своевременно подвозил людям нужные продукты. Насколько мне стало известно, проект не нашел спонсоров и дальше презентации дело не зашло.
Это сейчас есть разные сайты сравнения цен, удобная недорогая доставка и прочие решения, которые реализовали IT специалисты в приложениях мобильных телефонов. Раньше было совершенно другое время.
Перенося это на закупки, в голову приходят только 4PL провайдеры, которые оказывают услуги по закупкам от и до. Насколько я знаю — их услугами пользовались большинство сетевых пиццерий России, самая знаменитая сеть бургеров и т.д. Но что, если мы уйдем в сторону бизнеса консультантов по закупкам?
Обычно консультанты предлагают широкий спектр услуг: начиная от аудита закупок, заканчивая постановкой системы планирования и прогнозирования в компании, обучения персонала и оптимизации закупочной деятельности. Все это идет в виде проекта, у которого есть сроки реализации и ожидаемые результаты.
Далее консультант прощается с компанией, получает рекомендацию, переходит к следующему заказчику. Возможно — через какое-то время происходит повторный заказ для оказания тех или иных услуг.
Но в одном из последних проектов я столкнулся с тем, что компании нужно несколько больше, чем просто помочь с закупками. Нужно последующее сопровождение, присмотр, регулярный взгляд со стороны. Это далеко не 100% загрузка, скорее — работа на несколько часов в неделю, оперативный контакт с клиентом в случае необходимости, небольшие короткие тренинги, корректировка системы мотивации персонала.
Хочется возразить: так этим должен заниматься штатный руководитель отдела закупок, ведь ему за это платят деньги. Но, насколько я понял, не всегда в регионах удается найти грамотного специалиста за имеющийся бюджет. Или же учредитель хочет какого-то совета извне на постоянной основе. А может все еще проще — у штатного руководителя несколько другие задачи и 100% загруженность текучкой.
По сути — это внештатный эксперт отдела закупок на занятость 1⁄4 ставки. Мне показалось это интересной идеей — предлагать своим клиентам сотрудничество на долгосрочной основе. Ведь иначе, если по завершении проекта я возьму “длинный” заказ следующего клиента, у меня может не остаться времени на другие заказы. А так — время зарезервировано, стоит очень бюджетно и вселяет уверенность заказчику, ведь у него теперь есть постоянная возможность контакта с уже “родным” консультантом.
Пример сотрудничества: после завершения проекта оптимизации закупок подписывается договор на долгосрочную поддержку клиента.
Условия комфортные и взаимовыгодные для обеих сторон:
- контроль метрик отдела закупок на регулярной основе.
- общий чат с закупщиками для разного рода консультаций.
- периодические тренинги для сотрудников, прокачивающие их компетенции (Excel, Power BI, переговорные навыки и прочее).
- контроль мотивации.
Если возникает какая-то масштабная задача — бюджет и нюансы обсуждаются отдельно.
Пора бы уже дать определение ментору — это профессионал, который делится своими знаниями, умениями и практическим опытом с другим, менее опытным или начинающим специалистом. Он не просто учит и объясняет термины: ментор может ввести в профессию, показать специфику рабочих процессов и даже отношений в какой-то сфере, составить план развития и вдохновить.
Вот именно слово “вдохновить”, по сути, отличает ментора от классического консультанта. На мой взгляд — это главное отличие.
Заключение
Менторство в закупочной деятельности предоставляет клиентам большой потенциал для успеха. Консультант по закупкам не только обладает глубокими знаниями и опытом, но и поддерживает клиента на всех стадиях, помогая управлять рисками, экономить время и ресурсы, повышать конкурентоспособность. Благодаря разнообразию вариантов, каждая компания может подобрать наиболее подходящий формат сотрудничества, основанный на своих потребностях и целях.