Пирамида Маслоу, и как ее применять для управления персоналом

Данной статьей хочу закрыть гештальт по поднятой мной темы касательно мотивации сотрудников. Были статьи и про структуру мотивации, про виды мотивации, в частности — подробно разобрана нематериальная ее составляющая.
Статьи хоть и носят общий характер — заставляют задуматься о том, что не все так просто с этим аспектом нашей регулярной работы с персоналом. На основании моего опыта могу сказать — это один из самых сложных процессов для управленца цепей поставок. Т.е. гораздо проще выстроить математику закупок, создать отдел с нуля, описать бизнес-процессы, расшить узкие бутылочные горлышки, оптимизировать запасы, чем создать оптимальную мотивирующую систему вознаграждения сотрудников за их работу. Оказывается, если делать все правильно, нужно хорошо поработать и погрузить в психологию, социологию, где-то даже в математику…
Почти в каждом из своих трудов я ссылался на то, что все люди разные и у всех свои потребности, своя история, психология, опыт.
Так вот в самый разгар Великой Отечественной Войны американский психолог Абрахам Маслоу изложил в своем труде “Теория человеческой мотивации” концепцию иерархической модели потребления человека, в дальнейшем более известную как Пирамида потребностей Маслоу.

Так вот как раз эта пирамида и позволяет базово оценить потребности людей и уже дальше, вместе с другими тестами по типу Герчикова определить по каждому из сотрудников — что же двигает человеком, в какие моменты он максимально эффективен, как добиться лучшей отдачи от него для компании, как сделать его нахождение в офисе максимально комфортным?
Почти на все вопросы можно получить ответы.
Классическая пирамида Маслоу начинается с физиологических потребностей. Если сотруднику нечего дома кушать и у него отключили отопление за долги — ему будет крайне сложно показать бешеную эффективность в серьезном проекте — он будет думать о сиюминутном закрытии своих болей, а именно — заработать денег на сегодня, а что будет завтра — подумает завтра. Сотрудник выберет сегодня 100 рублей, чем 150, но через 2 дня (как в классическом эксперименте с детьми и конфетами).

Однако пирамида не про это. Она как раз говорит про то, что в основном у людей именно такие приоритеты. Но есть особенные люди, для которых физиологические потребности будут на самом последнем месте. А потребности самовыражения и самопознания будут занимать главенствующую роль.
Да, голодный, холодный, но занимается волонтерством, чтобы спасти птиц от мазута, который разлился близ побережья Анапы…

Подробно описывать каждый из слоев пирамиды не буду, думаю — все понятно.
Не закрыв базовые для себя потребности — человеку трудно думать о чем-то другом.
Но какие именно у человека потребности — знает только он! И данная пирамида у всех своя!
Важно найти ключи к своим сотрудникам и понять, что именно в данный момент важно сотруднику. Есть ли смысл давать закупщику серьезный проект, если ему вообще сейчас не до самовыражения и саморазвития, у него базовые потребности низших уровней не закрыты.
Желаю всем удачи в исследовании своих коллег и сотрудников, очень помогает в выстраивании отношений внутри большого коллектива!

Ваше мнение? Предлагаю подискутировать в ДЗЕНЕ