Пирамида Маслоу, и как ее применять для управления персоналом


Пирамида Маслоу

Данной статьей хочу закрыть гештальт по поднятой мной темы касательно мотивации сотрудников. Были статьи и про структуру мотивации, про виды мотивации, в частности — подробно разобрана нематериальная ее составляющая.

Статьи хоть и носят общий характер — заставляют задуматься о том, что не все так просто с этим аспектом нашей регулярной работы с персоналом. На основании моего опыта могу сказать — это один из самых сложных процессов для управленца цепей поставок. Т.е. гораздо проще выстроить математику закупок, создать отдел с нуля, описать бизнес-процессы, расшить узкие бутылочные горлышки, оптимизировать запасы, чем создать оптимальную мотивирующую систему вознаграждения сотрудников за их работу. Оказывается, если делать все правильно, нужно хорошо поработать и погрузить в психологию, социологию, где-то даже в математику…

Почти в каждом из своих трудов я ссылался на то, что все люди разные и у всех свои потребности, своя история, психология, опыт.

Так вот в самый разгар Великой Отечественной Войны американский психолог Абрахам Маслоу изложил в своем труде “Теория человеческой мотивации” концепцию иерархической модели потребления человека, в дальнейшем более известную как Пирамида потребностей Маслоу.

Маслоу потребности

Так вот как раз эта пирамида и позволяет базово оценить потребности людей и уже дальше, вместе с другими тестами по типу Герчикова определить по каждому из сотрудников — что же двигает человеком, в какие моменты он максимально эффективен, как добиться лучшей отдачи от него для компании, как сделать его нахождение в офисе максимально комфортным?

Почти на все вопросы можно получить ответы.

Классическая пирамида Маслоу начинается с физиологических потребностей. Если сотруднику нечего дома кушать и у него отключили отопление за долги — ему будет крайне сложно показать бешеную эффективность в серьезном проекте — он будет думать о сиюминутном закрытии своих болей, а именно — заработать денег на сегодня, а что будет завтра — подумает завтра. Сотрудник выберет сегодня 100 рублей, чем 150, но через 2 дня (как в классическом эксперименте с детьми и конфетами).

Пирамида Маслоу

Однако пирамида не про это. Она как раз говорит про то, что в основном у людей именно такие приоритеты. Но есть особенные люди, для которых физиологические потребности будут на самом последнем месте. А потребности самовыражения и самопознания будут занимать главенствующую роль.

Да, голодный, холодный, но занимается волонтерством, чтобы спасти птиц от мазута, который разлился близ побережья Анапы…

Пирамида Маслоу

Подробно описывать каждый из слоев пирамиды не буду, думаю — все понятно.

Не закрыв базовые для себя потребности — человеку трудно думать о чем-то другом.

Но какие именно у человека потребности — знает только он! И данная пирамида у всех своя!

Важно найти ключи к своим сотрудникам и понять, что именно в данный момент важно сотруднику. Есть ли смысл давать закупщику серьезный проект, если ему вообще сейчас не до самовыражения и саморазвития, у него базовые потребности низших уровней не закрыты.

Желаю всем удачи в исследовании своих коллег и сотрудников, очень помогает в выстраивании отношений внутри большого коллектива!

Пирамида Маслоу

Ваше мнение? Предлагаю подискутировать в ДЗЕНЕ