Различия между должностями в менеджменте: менеджер, начальник, руководитель
Начать статью хочу с житейского случая: так как я практикующий эксперт по управлению цепями поставок, помимо бизнес-игр и тренингов у меня есть еще и работа в офисе. А это значит — есть должность. Причем — если посмотреть на резюме, то должности были разные, но последние 15 лет — управленческие.
Так вот меня всегда “коробило” слово “начальник”.
Я всегда ассоциировал это слово с чем-то тюремным. Наверное, фильмами и сериалами навеяло.
Вот “руководитель” — это совершенно другое дело! Мне прям нравилось, когда в моей должности было именно это слово. Хотя занимался я ровно тем же, чем и на предыдущей должности.
Полагаю, уже понятно, что речь в данной статье пойдет о различиях между должностями в менеджменте. Хотя уверен, многие думают, что все это синонимы, причем — на 100% заменяемые.
Скажу честно — я тоже так думал! До того момента, пока не прочел книгу Сергея и Виктории Бехтеревых “Спиральная динамика бизнеса”.
Эту книгу однозначно включу в одну из следующих подборок книг, которые я рекомендую к прочтению (ссылки на другие три подборки ниже).
Так вот в этой книге подробно описана новая для меня классификация стилей управления в зависимости от уровня развития организации. Книга достаточно большая, но интересного там масса. В этой статье я приведу лишь несколько тезисов “на подумать”.
Итак, существует 4 основных контура управления:
- Оперативный (распределение задач, приоритетов, ролей);
- Операционный (правила, процессы, зоны ответственности);
- Стратегический (стратегия, цели, проекты);
- Смысловой (миссия, ценность).
Как вы думаете, как называется “главный” каждого из контуров?
Согласно классификации Бехтеревых:
Руководитель возглавляет оперативный контур. “Руками водить” — очень хорошо отражает его функционал. То есть указывать, что делать, ставить задачи, расставлять приоритеты, собирать обратную связь, держать все под контролем, быть дирижером своей компании. Сила руководителя и KPI— это большой % выполненных задач.
Управленец направлен на развитие операционного контура. “Правила” — ключевое в его функционале. Соблюдение регламентов и инструкций, жизнь по правилам. Сила управленца и KPI — это количество работающих правил и регламентов, а также кол-во повторений одинаковых ошибок. Если ошибки исправляются и устраняются — управленец хороший.
Менеджер-начальник восседает на стратегическом контуре. Направлен на максимальную мотивацию сотрудников, чтобы компания развивалась и у нее было светлое будущее: с помощью проектов, стратегических сессий и т д. Сила начальника и KPI — это процент достигнутых целей.
Менеджер-объединитель заправляет на смысловом контуре. Его силы направлены на смысловую мотивацию команды. Когда каждый может самореализоваться в компании служа ее миссии. Сила объединителя и KPI — это процент людей, небезразличных к устоям компании, уровень удовлетворенности клиентов и сотрудников компании.
А далее уже идут бирюзовые организации, где все устроено совершенно по другому.
Полагаю, предельно понятно, что компетенции и навыки для работы на каждой из указанных должностей будут отличаться, причем — достаточно сильно.
В природе не существует идеально структурных организаций, которые бы следовали описанию из данной книги. Поэтому каждый лидер лишь тяготеет к какому-то стилю управления, но не обязательно на 100% соответствует его профилю.
Ну что, как вам такая интерпретация стилей управления и описание должностей?
Я уверен, что каждый нашел что-то знакомое в своем опыте.
Вынужден был сильно сокращать прочитанное в интереснейшей книге.
Как и обещал, делюсь ссылками на 3 мои подборки лучших книг:
В следующей статье можем разобрать методы и стратегии управления каждого контура. Прошу оставить обратную связь на моем Дзен-канале, что наиболее интересно будет узнать в продолжение этой темы?