Кайдзен. Poka Yoke – защита от дурака
Во время проведения последней бизнес-игры Supply Game я в очередной раз заметил, насколько же крутые вещи изобрели японские инженеры и экономисты после Второй Мировой Войны. А заметил я потому, что с завидной регулярностью использую все те японские наработки, которые являются культурой Кайдзен.
Об одной из них мы поговорим в данной статье. Ну а в целом — эта статья будет первой в цикле в новой интересной рубрике Кайдзен, Лин и Бережливое производство.
Сперва немного окунемся в историю, рассмотрим определения, а в конце я на примерах покажу применение данного приема в бизнесе.
Poka Yoke (пока йокэ) — это японский термин, который можно перевести как «предотвращение ошибок» или «упреждающий контроль». В России гораздо чаще встречаю другой перевод этого термина — защита от дурака. Этот подход к управлению качеством был разработан инженером Toyota Шигео Шинго в 1960-х годах и стал одним из ключевых элементов Toyota Production System (TPS), широко известной системы управления производством.
Целью Poka Yoke является предотвращение возможных ошибок или дефектов на ранних стадиях производственного процесса, чтобы избежать их дальнейшего распространения и минимизировать возможные потери. Практически это достигается путем внедрения специальных механизмов, устройств или процедур, которые делают невозможным возникновение ошибок или предупреждают об их возможном появлении.
Система Poka Yoke состоит из нескольких основных принципов, которые могут быть применены в различных отраслях и сферах деятельности. Один из ключевых — принцип «проверки перед выполнением», который заключается в том, чтобы предотвратить ошибки на стадии выполнения задачи, а не исправлять их после ее завершения. Например, использование специальных устройств или шаблонов для корректного размещения деталей на производственной линии.
Другой принцип — «простота и надежность». Это означает, что система Poka Yoke должна быть простой в использовании, надежной и не требующей сложной обслуживающей документации. Это позволяет снизить вероятность сбоев и повысить эффективность контроля.
Также важным аспектом Poka Yoke является «обучение и обучаемость». Это означает, что система должна быть легко воспринимаемой и понятной для сотрудников, а также способствовать обучению новых работников без необходимости длительного обучения.
Применение Poka Yoke может быть обнаружено в различных областях, начиная от производства и сборки изделий до сферы обслуживания. Например, в производстве автомобилей применяются специальные устройства, предотвращающие неправильную установку деталей или инструменты, которые блокируют работу при неправильном использовании. В сфере услуг также используются методы Poka Yoke для предотвращения ошибок в обслуживании клиентов или в выполнении операций.
В целом, Poka Yoke является мощным инструментом управления качеством, который способствует повышению эффективности процессов, снижению затрат и улучшению удовлетворенности клиентов. Этот подход активно применяется в мировой практике и продолжает развиваться, а его основные принципы могут быть адаптированы для решения широкого круга проблем в различных отраслях.
Теперь поговорим о примерах из жизни, которые будут более понятны читателям, не работающих на производстве:
1. Сим-карты.
Наверное замечали, что у “симки” обрезан один из уголков? Не задумывались — зачем? Все просто — если не обрезать один из углов — возникает риск ошибочной установки данного изделия в мобильный телефон с последующим обращением в сервисный центр.
2. Вилки-розетки, штепсели, коннекторы, кабели.
Попробуете вставить USB или любую из его миниатюрных версий в соответствующее ему отверстие-приемник в ноутбуке, телевизоре или еще где-либо? Ничего не получится. Система не позволит вам неправильно “воткнуть”. Хотя, сейчас уже пошли гораздо дальше и разработали такие виды разъемов как Type-C или разъем от IPhone, где не нужно вообще задумываться о том, какой стороной можно использовать кабель.
3. Внесение необходимых правил и разрешений в ячейки / книги Excel.
У многих офисных работников была такая ситуация: имеется общая книга Excel, где все вносят какие-то изменения. И каждый может совершить ошибку. Например, при вводе количества людей — указать 2.2 вместо 2, т.е. “проблема 1.5 землекопов” из советского мультфильма “В стране невыученных уроков”.
Для этого и создаются различные блокировки на нецелые числа в Экселе или же производится дополнительная проверка файла на различные опечатки и ошибки с целью не производить неправильные расчеты на последующих итерациях процесса.
4. Многообразие электроники в современных автомобилях.
Не задумывались, зачем в некоторых автомобилях дрожит руль, если ты продолжительное время его не крутишь, хотя находишься в движении по дороге? Да, она прямая, но не идеальная. Возможно это трасса, ночь и водитель уже заснул. Именно для таких случаев и создаются подобные системы.
А системы оповещения выезда из занимаемой полосы? А автоматическое включение ближнего света во время заезда в тоннель или просто при наступлении темноты?
Все эти случаи показывают, что доверять технически сложным устройством (в данном случае — автомобилем), могут все, но ошибка во время управлении может стоить водителю, а также любому другому участнику дорожного движения, жизни… Зачем рисковать, если можно помочь НЕ совершить ошибку?
5. Наше тело и природа в целом.
Напоследок хочу удивить и обратиться к нерукотворным вещам, т.е. к природе и к нашему телу. Все оно просто напичкано примерами, которые позволяют защититься от неприятных непредвиденных ситуаций, от возможных ошибок во время эксплуатации.
Пример: наше сердце, артерии, вены, кашель, кожа…
Кашель – естественная реакция, предотвращающая попадание инородных тел в легкие.
Вены имеют клапаны, которые предназначены для предотвращения обратного тока крови при ее движении по системе.
И так далее и тому подобное!
Возвращаясь к моему первому предложению про деловую игру Supply Game: поскольку она создана в Excel, всегда есть возможность ошибиться в формулах и связях между ячейками. Для того чтобы все работало без сбоев — многие годы я повышал качество и надежность созданного инструмента с помощью различных макросов и дополнительных проверок.
Однако каждый раз обнаруживается что-то новенькое. Ведь все игроки разные — кто-то находит узкие места и хочет что-то вписать в запрещенное место, где-то передвинуть ячейку, выделить ее цветом или изменить шрифт. Все это может влиять на математику расчетов и функционирование системы, поэтому после каждой игры происходит доработка продукта, т.е. процесс непрерывного совершенствования в деле!
Но об этом мы поговорим в наших следующих статьях. Комментарии к этой статье можно оставить на моем канале в Дзен!