5 Почему (5 WHY) — универсальный способ разобраться в любой проблеме

Хочу продолжить знакомить вас с инструментами бережливого производства. Обязательно почитайте первую статью про Poka Yoke, уверен, узнаете много интересного.

Следующий инструмент — техника 5 Почему (5 WHY).

Что же это такое? 

Начнем, как обычно, с истории. Основатель компании Toyota Сакити Тоёда разработал метод решения производственных проблем 5 Почему. Однако широкую распространенность и известность данная технология получила лишь в 70-х годах прошлого столетия.

Сакити Тоёда

Опять Япония, опять Toyota. Да, мы часто будем обращаться к этой удивительной связке в цикле статей про Кайдзен и Бережливое производство.

Смысл данной техники очень прост: чтобы разобраться в первопричинах проблем следует последовательно задать один и тот же вопрос —  «Почему?».

Количество раз не регламентируется, но обычно достаточно всего 5 раз.

Инструмент не претендует на истину в последней инстанции. Вследствие своей простоты — имеет ограничения в применении. Например, для разбора сложных проблем однозначно лучше подойдет Fish Bone (рыбья кость). Но об этом методе мы поговорим в следующих статьях.

Итак, предлагаю разобрать пример из реальной логистической жизни: в компании Икс падает ROI (доходность инвестиций). 

Задаем 5 Почему:

Как видим — спустя 5 итераций мы приходим к корню проблемы: мотивация закупщиков настроена таким образом, что им гораздо выгоднее привозить ровно то, что было заложено в план закупок, несмотря на то, что требуется скорректировать планы закупок исходя из новых реалий и рыночной ситуации (т.е. идти по классическому S&OP). Выполнение требований нового руководителя пагубно влияет на экономику компании. Требуется обратить внимание на его деятельность. А там уже и будет видно — нужно ли менять систему мотивации?

Согласитесь, маловероятно, чтобы кто-то из нас с ходу мог предположить, что дело в мотивации закупщиков, а никак не в ошибках планирования или еще каких-либо вещах?!

Однако главных причин возникновения проблемы может быть несколько. Поэтому крайне важно пройтись по всем возможным ветвям 5 почему. Везде, где не встречаете тупик — раскручиваете проблему до корня и далее уже работаете с результатом.

Теперь пройдемся тем же методом, но уже по продажам (ведь формула ROI в числителе содержит прибыль, а она, в основном, лежит в ответственности отдела продаж):

Как видно, во втором случае мы также получили корень проблемы в закупках, но уже совершенно в другой плоскости: работа с поставщиками выстроена неправильно — кратность отгрузки должна быть оптимальной на протяжении всей цепочки поставки.

Поставщик, который упаковал товар в больше коробки — лишь немного сэкономил на картоне. Однако сильно усложнил жизнь логистам и грузчикам на складах, которые впоследствии будут оперировать данной грузовой единицей. Очень подробно описал проблематику утилизации склада в одной из моих статей (очень рекомендую).

Если интересует решение — однозначно нужно сделать аудит бизнес-процесса выбора кратности упаковки. Очень вероятно, что оптимальный вариант будет более выгоден всем участникам цепи поставки, начиная от поставщика, заканчивая клиентом.

Для того чтобы понять всю силу и мощь данного метода поиска причин проблем — рекомендую прочитать Гемба Кайдзен, одну из моих любимых книг про Кайдзен. Краткое резюме можно найти в одной из моих книжных подборок.

В книге вы найдете разбор таких случаев, как поиск причин частой остановки производственной линии. Оказалось, что из-за того, что помещение было настолько грязным, никто не заметил обрыв электропроводки. Защитная изоляция была повреждена и в дождливую погоду, когда влажность воздуха была гораздо выше обычного, происходило замыкание. Поврежденную изоляцию смогли обнаружить только когда отмыли все помещение. Т.е. причина была… в нечистоплотности. 

Да-да, и такие истории бывают!

Пробуйте новые методы решения проблем, уверен — найдете много интересных ответов! Делитесь своими мыслями по теме метода «5 Почему» под этой статьей на моём канале Дзен!